Подпишитесь на радио «Фабрика».

Push-уведомления о новых #podcast.

Вы здесь
Репортаж
 

Женя Любич: Интервью

Лиричная, искренняя и теплая - именно такой является музыка петербургской певицы Жени Любич.

В преддверии своего концерта в Биржа Баре 16 октября Женя Любич пообщалась с Radio Factory о вдохновении, творческом синтезе в искусстве и поиске новых форм в музыке.

Radio Factory: Вас часто называют русской француженкой. Вам льстит такая двойная географическая окраска вашего творчества или Вы хотите отойти от этих условных рамок? 

Женя Любич: Я бы не сказала, что это рамки, скорее, наоборот – это отсутствие каких-то границ и в том числе музыкальных, потому что моя музыка (хотя я и родилась в Петербурге и считаю себя русской) просочилась в самые разные уголки света, звучит в разных городах и странах. И я постоянно получаю письма в социальных сетях из самых разных мест, от самых разных людей. При этом, действительно, связь с Францией очевидна, потому что было участие во французской группе Nouvelle Vague и, кроме всего прочего, два моих полноценных альбома были записаны во Франции с французскими музыкантами. Первый альбом «C’est La Vie» создавался под руководством Марка Коллина, продюсера Nouvelle Vague, и вместе с музыкантами Nouvelle Vague, а альбом, который вышел весной 2015 года, был тоже записан в Париже, на студии Марка Коллина с его участием, а также с французским гитаристом и перкуссионистом Кевином Седдики. В общем, инструментально-музыкальную составляющую на двух моих альбомах действительно представили французы. И моя связь с Францией продолжается: я собираюсь выпустить последний альбом «Азбука Морзе» во Франции в скором будущем. Мне кажется, что это сочетание, «русская француженка», дает краткую формулу моей творческой биографии. Фактически, здесь  (в России) обо мне заговорили после того, как я вернулась из Франции, как участница французской группы  Nouvelle Vague, и многие узнали тогда и о моем сольном творчестве, а также о моем проекте, которым я начала активно заниматься в России и конкретно в Санкт-Петербурге после возвращения из Франции...
 
 

 

Radio Factory: С какими трудностями Вам пришлось столкнуться в процессе становления Вас как сольного музыканта. 

Женя Любич: После сотрудничества с Nouvelle Vague обо мне неожиданно заговорили, и заговорили очень многие, и до сих пор говорят, и интересуются. Скорее, были сложности до моего участия в группе Nouvelle Vague. Дело в том, что я познакомилась с ними в 2008 году, а до этого времени я с раннего детства писала музыку, тексты и песни.  Пыталась этим делиться, но было такое  ощущение, что это не было никому интересно, хотя я участвовала в различных конкурсах, фестивалях, выступала на каких-то небольших площадках. Никакого отклика не было, и фактически это было таким хобби, какой-то далекой мечтой. Я понимала, что нужно как-то жить, стоять крепко на своих собственных ногах, хотелось какой-то независимости, от родителей в том числе, и я работала в рекламном агентстве, сначала была менеджером проектов, потом руководителем проектов. Все были счастливы, но не я - параллельно я писала песни, пыталась где-то выступать. И именно в тот момент, когда я попала на концерт Nouvelle Vague и передала им свои записи, случился тот самый поворотный пункт в моей жизни, и моя жизнь полностью изменилась. Мечта стала реальностью. Я смогла заниматься любимым делом, и это стало делом жизни и призванием, и сегодня я  чувствую, что я  на своем месте...
 
 

Radio Factory: Недавно у Вас вышло новое видео на композицию «Пожар». Насколько для Вас важна визуальная составляющая музыки? 

Женя Любич: Если это живое исполнение, то на восприятие влияет все. И французы, в частности, очень много внимания уделяют тому, как все выглядит, и момент шоу чуть ли не важнее, чем сам музыкальный материал. Для меня все же немного не так: музыка важнее, но для альбома «Азбука Морзе», например, мне захотелось сделать видео-ряды, предать визуальное решение каждой песне, потому что для меня музыка на этой пластинке - очень кинематографична, она - тихая, камерная, спокойная, но при этом зрелищная, и я ее воспринимаю, как язык образов, и для меня эти образы очень яркие. И для концертного исполнения, для каждой из песен на альбоме «Азбука Морзе» мы создали авторские видеоинсталляции, и я даже теперь не представляю музыку «Азбуки Морзе» в отрыве от этих  видео-рядов - то есть это уже некий синтез музыкального и визуального... Обложка альбома «Азбука Морзе»  - для меня это тоже какое продолжение его музыки. Основной образ - это два моста. Мост Александра III в Париже, который был подарен Николаем II в знак франко-русской дружбы между Санкт-Петербургом и Парижем, и Троицкий мост в Санкт-Петербурге, который тоже символизирует связь между Францией и Россией. Мост - очень мощный образ. Мне это близко как визуальный код, через который мы можем проникнуть в суть, в содержание – для меня сейчас это имеет не меньшее значение, чем, собственно, музыка и тексты песен. Для меня все это является текстом. Танец - в том числе текст. Я в детстве занималась хореографией, даже мечтала стать балериной, но в итоге мой голос и песни оказались сильнее, чем хореографическое направление, но, тем не менее, это балетная мечта тоже воплотилась: мы станцевали с Антоном Лабунскасом в клипе на заглавную песню альбома - «Азбука Морзе». Даже в рамках концертной программы, которую мы недавно представляли в Эрарте, мы с Антоном исполнили все то, что танцевали в клипе. Мне кажется, что все удалось по-настоящему. В рамках концертной программы «Азбука Морзе» представлены все виды текстовых азбук, и это не только вербальный язык, но и невербальный: и танец, и видео, и музыка сама по себе, жесты и еще что-то такое, что сложно описать словами.  
 
 

Radio Factory: Вы пишите свои стихи на трех языках, по каким критериям Вы определяете, на каком языке должна быть написана история композиции? 

Женя Любич: Обычно выбор языка подсказывает сама мелодия или гармония, или настроение, но бывает и так, что приходит уже готовый текст - на  английском или на русском...Как правило, он диктует свою интонацию в музыкальном смысле, и появляется песня. Песня «L'étoile», например, была написана года три назад, и я знала, что слова должны быть на французском, но текст не шел и ждал своего часа. И вот, в декабре 2014 года текст был написан благодаря тому, что я встретилась с одной прекрасной девушкой. Она преподает студентам философию в Сорбонне, но помимо этого она является лидером рок-группы La Feline, зовут эту девушку Аньес Гейро. Я ей рассказала о каких-то своих мыслях и идеях по поводу предполагаемого текста к существующей музыке. И буквально за одну ночь она написала текст, и он вполне отражает то настроение и те образы, которые мне и хотелось передать в этой песне.
 

Radio Factory: Ваш последний альбом «Азбука Морзе» отходит в плане звучания от поп-музыки в сторону камерной, акустической, но при этом его нельзя назвать хрупким. Как Вы пришли к такому звучанию? 

 
Женя Любич: Звучание очень необычное. Для меня именно в звучании этого альбома заключается его уникальность, харизма, и я воспринимаю эту работу, как какое-то новое высказывание в мире музыки, потому что я не знаю ни одного такого альбома с таким сочетанием инструментов и звуков. Над звучанием работали мы вместе с Марком Коллином и Кевином Седдики. Марк Коллин отвечал за органные партии, а Кевин Седдики - за перкуссию и гитару. Он владеет очень сложной техникой игры на гитаре, пожалуй, это его авторская техника, потому что, когда он берет в руки гитару, ощущение, что звучат пять гитар. Более того, гитара играла и пела даже тогда, когда Кевин не играл на ней, он просто брал ее в руки, а музыка уже лилась. Также Кевин Седдики сыграл на зарпе - это персидский перкуссионный инструмент. Помимо барабанных звуков он издает дополнительные тембральные тона в низких частотах. Мне кажется, что именно по сочетанию самих инструментов и по тому звучанию, которое мы нашли, этот альбом представляет собой что-то новое в музыке. Я довольна этой работой и надеюсь, что дальше будет больше...
 
 

Radio Factory: Недавно Вы выложили ВК несколько треков под заголовком «Плей-лист на эти выходные от Жени Любич». Из девяти треков в нем присутствовало только два трека с женским вокалом: Ваша совместная композиция с Nouvelle Vague и Патти Смит. Кто из женщин-музыкантов вызывает у Вас уважение и особую любовь? 

 
Женя Любич:  Просто, я решила, что я буду периодически выкладывать плей-листы, потому что это интересно, и, возможно, кому-то интересно не только то, что я делаю, но и то, что меня вдохновляет. Я думаю, что если что-то вдохновляет меня, то, может быть, для кого-то это тоже может послужить импульсом вдохновения. Я надеюсь, что такие плей-листы станут чем-то регулярными. Наверное, в следующем плей-листе будет пара-тройка моих любимых песен Джонни Митчелл. Мне также очень нравится Инди Зара, Трейси Чэпмен. Все это регулярно я слушаю у себя дома, и в моих наушниках это все звучит. Из русских исполнителей - это Маша и Медведи. Мы с ней подружились и помимо того, что это чудесная певица, она еще и человек замечательный. Некоторые композиции Инны Желанной мне нравятся. И из французской сцены очень много певиц: Мелани Пан, Фиби Киллдир, Полина Крозе, Камий Далме. Очень нравится певица Эмилиана Торрини. Я была на ее концерте в Париже, и до сих пор под большим впечатлением.

Radio Factory: Как проходит ваш процесс подготовки к выступлению? Всегда ли это стрессовая ситуация или же наоборот? 

Женя Любич: Я люблю уединение перед концертом, это очень важно.  Иногда нет такой возможности, потому что часто мы сразу же попадаем прямо с поезда в клуб, и начинается взаимодействие с людьми: интервью, какое-то общение и организационные моменты, потом идет саундчек и сам концерт. Но хотя бы на 15 минут мне нужно куда-то уйти и побыть с самой собой, чтобы настроиться, чтобы вдохнуть, чтобы песни зазвучали, чтобы душа запела.
 
 

 

Radio Factory: Вы уже в третий раз участвуете в акции по сбору раздельного мусора Экологическое движение «РазДельный Сбор». Вы считаете, что музыканты должны привлекать общественность к социальным и политическим проблемам? 

Женя Любич: Я не думаю, что кто-то что-то должен, но, если есть такое желание...Допустим, у меня  желание есть, и это происходит по доброй воле: меня никто никуда не привлекал, я наоборот сама искала организацию, пыталась как-то для себя решить вопрос раздельного сбора мусора. Акция «РазДельный Сбор» мне удобна тем, что каждую первую субботу месяца они во всех районах города собирают раздельный мусор, и я могу выйти из дома и чуть ли не пешком дойти до места проведения акции. Я знаю, что все собранное и разделенное поедет не в лес и не на природу, и это все не будет отравлять экологию и планету, а будет переработано и даже с пользой. Просто дело в том, что у меня было много негодования на тему того, что в нашей стране не думают о завтрашнем дне, и в правительстве это не решается. Мне не хотелось больше застревать в этом чувстве негодования, поэтому мне пришла в голову такая мысль: не буду больше думать об этих беспокойных вещах, а лучше буду что-то делать... И это оказалось не так уж и просто, потому что весь собранный мусор, как выяснилось, должен быть чистым, то есть, его нужно мыть, потом все необходимо  разделять, найти для этого какие-то емкости, отыскать какое-то место, чтобы все это хранить в течение месяца. Все друзья смотрят на меня и крутят пальцем у виска, но таким образом решается основная моя проблема: вместо беспокойных мыслей и чувства негодования я делаю какое-то действие, которое в этом вопросе хотя бы на маленький-маленький миллиметр что-то решает, и меня это успокаивает и даже радует! Такая позиция меня гораздо больше устраивает - это гораздо лучше и эффективнее, чем просто сидеть и негодовать...
 
 

 

Radio Factory: Какие три вещи вы положили бы в капсулу времени, открыв которую через несколько лет, можно было бы понять, кто такая Женя Любич сейчас. 

Женя Любич: Мне не хочется оставлять вещи - уж лучше чувства, такие как любовь, свобода, счастье, а еще музыка... Больше трех получается, но если уж на то пошло, то пусть это будут три альбома: «С'est la vie», «Азбука Морзе», можно выбрать один из трех EP, например... Или просто все мои песни.
 
 

 

 

Radio Factory: Будут ли в будущем появляться проекты с другими исполнителями и чего ождать слушателям от Жени Любич завтра?

 
Женя Любич: Во-первых, уже неоднократно мы выступали с Дэвидом Брауном, солистом и автором, создателем группы Brazzaville, мы планируем что-то записать совместно. Кстати, сейчас в Москве намечается  совместный квартирник у Евгения Маргулиса. Недавно я побывала на концерте SunSay, осталась под огромным впечатлением. Я бы мечтала что-нибудь вместе спеть когда-нибудь, не знаю, как сложится судьба и как будут складываться обстоятельства, но мысль мне такая в голову пришла. А на самом деле, мы недавно записали совместный трек с одной известной русской панк-рок группой, но я пока не имею права раскрывать секрет, что это за группа, в ноябре все будет известно.
Также у нас будет концерт 13 ноября в Санкт-Петербурге в клубе Кубрик, а 27 ноября -  в Москве, в МузПабе. Всегда всех зову  на каждый концерт: всегда что-то новое звучит, что-то новое появляется. Поэтому жду вас на всех своих концертах.
 
 

 

Radio Factory: Какой опыт последних месяцев Вы можете назвать самым ценным и важным для вас? 

Женя Любич: Наверное, это очень личный вопрос… Во-первых, были написаны новые песни. Песня этой осени была написана на 14 этаже в Баку. Я сидела на балконе, глядела на море и написала песню «Невзначай». Мы, кстати, собираемся ее записать в ближайшее время, и я надеюсь, что скоро ее можно будет слушать не только на живых выступлениях, но и в записи. Есть желание двигаться дальше, искать себя, свое новое звучание, и появляются новые идеи и мысли. Это очень рискованный путь, потому что всегда, когда устремляешься в какую-то неизвестность, к чему-то новому, всегда довольно страшно, потому что все это манит, но ты никогда не знаешь, что будет тебя ждать, и это всегда предполагает расставание с чем-то старым. Основное открытие, основное переживание последнего времени – это то, что стремление к мечте, которое возникает от чувства любви, важнее и сильнее страха, важнее и сильнее наших планов и представлений. 
 

Другие материалы